Поиск

26.05.2013

Весь табор спит (Алеко)

Весь табор спит — каватина Алеко из оперы Сергея Рахманинова "Алеко". Алеко уже 2 года кочует с цыганами, он покинул город и семью ради цыганки Земфиры. Но Земфире уже надоела любовь мужа, ей приглянулся молодой цыган. Она назначает ему ночное свидание, а мужу Алеко бросает слова презрения и признания в любви к молодому цыгану. Земфира уходит, а Алеко поёт свою потрясающую арию. Он подкараулит любовников и попросит Земфиру опомниться, но той Алеко уж опостылел. Земфира молит молодого цыгана бежать, но Алеко закалывает сначала его, а затем и Земфиру. Цыгане изгоняют Алеко из табора. Опера была написана Рахманиновым всего за 17 дней в качестве дипломной работы в Московской консерватории. Либретто основано на поэме А. С. Пушкина "Цыганы". Фото к посту - кадр из фильма-оперы "Алеко" (1953 г.) с А. П. Огнивцевым.

Потрясающее исполнение Бориса Штоколова:

Также понравились исполнения Дмитрия Хворостовского и Эгилса Силиньша.

Оригинал (русский):
В. И. Немирович-Данченко
[Алеко]

Весь табор спит. Луна над ним
полночной красотою блещет.
Что ж сердце бедное трепещет?
Какою грустью я томим?
Я без забот, без сожаленья
веду кочующие дни.
Презрев оковы просвещенья,
я волен так же, как они,
я волен так же, как они.
Я жил, не признавая власти
судьбы коварной и слепой.
Но, боже, как играют страсти
моей послушною душой!..

Земфира! Как она любила!
Как нежно прислонясь ко мне,
в пустынной тишине
часы ночные проводила!
Как часто милым лепетаньем,
упоительным лобзаньем
задумчивость мою
в минуту разогнать умела!

Я помню: с негой, полной страсти,
шептала мне она тогда:
«Люблю тебя! В твоей я власти!
Твоя, Алеко, навсегда!»
И всё тогда я забывал,
когда речам ее внимал
и как безумный целовал
её чарующие очи,
кос чудных прядь, темнее ночи,
уста Земфиры… А она,
вся негой, страстью полна,
прильнув ко мне, в глаза глядела…
И что ж? И что ж?
Земфира неверна! Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!

Комментариев нет:

Отправить комментарий