Поиск

10.02.2021

Tutte nel cor vi sento (Idomeneo)

Estinto è Idomeneo?… Tutte nel cor vi sento — сцена и яростная ария Электры из оперы Моцарта "Идоменей, царь Критский". Электра — микенская царевна, дочь царя Агамемнона и сестра Ореста, вместе с братом отомстившая своей матери Клитемнестре за убийство отца. Изгнанная из родного города, она нашла приют при дворе критского царя Идоменея, соратника Агамемнона в Троянской войне. Электре в супруги обещан его сын Идамант, но тот влюбился в троянскую царевную Илию, которая вместе с другими троянцами находится в плену. И пока Идоменей находится в плавании, Идамант дарует пленникам свободу. Неожиданно приходит известие, что царь погиб в море при возвращении на Крит. Электра понимает, что все её планы разрушаются на глазах, ведь теперь Илия может стать критской царицей. Она поёт свою яростную арию, полную ревности и обиды. Когда же в конце оперы всё происходит ровно так, как и боялась Электра, она сходит с ума и убивает себя (D'Oreste, d'Ajace). На фото к посту - Нетта Ор в образе Электры © Karl и Monika Forster.

Потрясающая Кэрол Ванесс:

Также нравится исполнение Лейлы Генджер.

Оригинал (итальянский):
Джамбаттиста Вареско
Перевод на русский:
Александр Кузьмин
[Elettra]

Estinto è Idomeneo?..
Tutto a miei danni,
tutto congiura il ciel!
Può a suo talento Idamante
disporre d'un impero, e del cor,
e a me non resta ombra di speme?
A mio dispetto, ahi lassa!
Vedrò, vedrà la Grecia a suo gran scorno,
una schiava troiana di quel soglio,
e del talamo a parte…
Invano Elettra ami l'ingrato…
e soffre una figlia d'un re,
ch'ha re vassalli, ch'una vil schiava
aspiri al grand'acquisto?..
Oh sdegno! oh smanie! oh duol!..
più non resisto.
[Электра]

Идоменей погиб?..
Мне затевают небеса
одну лишь гибель!
Своею властью Идамант сможет
повелевать империей и сердцем,
а мне не дать и тень надежды?
Как горько мне, несчастной!
Увижу я, вся Греция увидит к своему позору,
как троянская рабыня
делит и престол и ложе…
Пуста любовь к неблагодарному, Электра…
Терпеть ли дочери царя,
в чьём подданстве цари, стремления
рабыни низкой к столь высокой чести?
О ярость, о безумие, о скорбь!
Не вытерпеть мне больше.
Tutte nel cor vi sento,
Furie del crudo Averno,
lunge a sì gran tormento
amor, mercé, pietà.
Я всех вас чую в сердце,
о Фурии сурового Аида,
с такою жестокой мукой нет рядом места
ни любви, ни жалости, ни милосердию.
Chi mi rubò quel core,
quel che tradito ha il mio,
provi dal mio furore,
vendetta e crudeltà.
Пусть укравшая его сердце
и предавший моё
испытают мой гнев,
отмщенье и жестокость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий